Классификация автомобильных шин

Классификация шин

Какими бывают автомобильные шины?

В данной статье представляем вам полную классификацию автомобильных шин. Вместе разберем, чем камерные шины отличаются от бескамерных, а диагональные от радиальных.

Виды шин по назначению

  • для легковых автомобилей;
  • для грузовых автомобилей;
  • для коммерческого транспорта (легкие грузовики типа газели и т.д.);
  • 4х4;
  • спортивные;
Бывают с протектором шоссейным, внедорожным, универсальным и для высокоскоростных джипов.

  • Шины с шоссейным протектором отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они всегда имеют плавный скругленный переход от протектора к боковинам. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают наибольшей износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды.
  • Внедорожный рисунок протектора — шины имеют разреженный рисунок шашечного типа с развитыми грунтозацепами по плечевой зоне, с мощными недеформируемыми шашками, часто нерасчлененными прорезями. Предназначен для шин, работающих в условиях бездорожья.
  • Универсальный рисунок состоит из шашек или ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепов по ее краям и наносится на шины, эксплуатирующиеся на дорогах с различным покрытием.

Виды покрышек по способу герметизации

  • Бескамерные шины
    Отличаются наличием воздухонепроницаемого резинового слоя, наносимого под первый слой каркаса (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса.
  • Камерные шины
    Состоят из покрышки и камеры с вентилем. Вентиль (обратный воздушный клапан) позволяет нагнетать воздух в шину и препятствует его выходу наружу.

Использование камеры в бескамерных шинах запрещается производителями шин, в связи с возможным возникновением аварийных ситуаций, которые вызывает трение. Оно возникает вследствие того, что бескамерная шина сама по себе герметична, из-за этого образуются воздушные мешки между шиной и камерой, что может привести к перегреву колеса и соответственно «взрывному» выходу воздуха из колеса.

Виды покрышек по конструкции

  • Диагональные
    Каркас диагональной шины состоит из определенного количества прорезиненных кордовых прокладок, края которых обвиваются вокруг проволочных кольцевых стержней, эти стержни обеспечивают посадку шины на диск. Все нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона нитей корда каркаса и брекера 45°—60°. Число смежных слоев обычно четыре. Конструкция диагональных шин устарела, в западных странах давно не встречаются, но их продолжают выпускать небольшими партиями некоторые заводы России (в основном для машин старых конструкций), потому что они относительно дешевы в производстве, их каркас менее подвержен разрушению при ударах и порезах.
  • Радиальные
    В радиальных шинах (типа «R») все нити корда каркаса расположены параллельно по радиусу от одного борта к другому. Нити корда брекера лежат аналогично диагональным, только под большим углом. При такой конструкции одного лишь каркаса недостаточно чтобы выдерживать усилия в поперечном направлении при езде по кривой, а также значительные нагрузки при ускорении. Поэтому они должны поддерживаться и дополняться другими элементами шины. Эту задачу берет на себя пояс стального корда, в котором два слоя наматываются попеременно под острым углом. Многие шины дополнительно стабилизируются нейлоновым бандажом.

Виды шин по форме профиля поперечного сечения

  • обычного профиля;
  • широкопрофильные;
  • низкопрофильные;
  • сверхнизкопрофильные;
  • арочные.
Виды шин по типу рисунка протектора
Ассиметричный рисунок несимметричен относительно центральной плоскости вращения колеса.
  • Симметричный рисунок протектора
    Симметричные шины обладают приличными характеристиками и важным преимуществом — показатель качество-цена. Для большинства автомобилистов данный показатель является решающим, так как не всем требуются очень высокие характеристики на повышенных скоростях. Большинству нужны качественные, но недорогие шины.
  • Асимметричный рисунок протектора
    Автомобильная шина с асимметричным рисунком протектора должна обязательно устанавливаться надписью OUT Side с наружной стороны автомобиля, надписью IN Side к центру автомобиля. Неверная установка шины приводит к более быстрому износу шины и весьма значительному ухудшению управляемости автомобиля.
  • Направленный рисунок протектора
    Вращение шины с направленным рисунком протектора должно быть только в направлении куда указывает стрелка, расположенная на боковой части шины. Некорректный монтаж шины приводит к существенному ухудшению управляемости машины и к более быстрому износу шины.
Виды шин по сезону использования
  • Летние шины
    Бывают с протектором шоссейным и универсальным.

    На практике, уже при температуре окружающей среды +5…+8°C летние шины утрачивают свои свойства и нужно переходить на зимние. Скоростные шины (категория Н и выше) отличаются повышенной способностью противостоять перегреву, сохранением стабильного коэффициента сцепления с дорогой независимо от особенностей качения на высокой скорости.
  • Всесезонные
    Являются компромиссом между летними и зимними. Они способны обеспечить приемлемый уровень безопасности зимой и достаточный комфорт на летней дороге, однако совмещают в себе не только достоинства, но и недостатки шин, предназначенных для конкретного сезона. Хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам и более быстрым износом, по сравнению с летними. Рекомендуются для использования в южных областях нашей страны, где средняя температура зимой около 0°C!
  • Зимние шины
    Предназначены для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин развивался по двум основным направлениям и условно разделилось на европейский и скандинавский типы.

Зимние шины обозначают индексом «M+S». Зачастую они имеют строго определенное направление движения (указано стрелкой).

Более пластичная резина (для работы при низких температурах) зимних шин в летних условиях подвержена быстрому износу, перегреву, в протектор таких шин легко проникают мелкие твердые предметы.

Износостойкость зимних шин на 30—50% меньше летних еще и из-за специфического протектора.

Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их. При движении автомобиля при температуре воздуха −10°C в зоне контакта шины с дорогой всегда присутствует тонкий слой влаги (шина нагревается от трения и деформации). Поэтому на заснеженной дороге задача шипов противоскольжения — продавливать влажную пленку, играющую роль смазки, и обеспечивать надежный контакт шины с дорогой. Для каждой шины конкретного автомобиля и с учетом характера (интенсивности) движения подбирают наиболее подходящие по типоразмеру шипы. Некоторые фирмы указывают на боковине предпочтительный размер шипов.

Зимние шины необходимо использовать при температуре окружающей среды от +5°C и ниже.

  • Европейский тип: шины с рисунком, состоящим из отдельных шашек или шашек, соединенных в ребро. Шашки при этом сильно изрезаны тонкими прорезями, называемыми ламелями. Чем больше длина ламелей, тем больше длина кромок, которыми шина может цепляться за дорожное покрытие, вбирая в прорези воду и снег, осушая и очищая тем самым пятно контакта шины с дорогой. Шины данного типа приспособлены для движения по мокрым дорогам с небольшим количеством грязи и снега и, как правило, но не обязательно, не предназначены для ошиповки.
  • Скандинавский тип: рисунок более разреженный, с большим расстоянием между мелкими шашками, что позволяет очистить пятно контакта от рыхлого снега. Шашки также изрезаны ламелями; как правило, присутствуют площадки с меткой в виде углубления или отверстия, предназначенные для установки шипов. Скандинавский тип наиболее распространен в северных регионах, где зимой нередки морозы и обильные снегопады. Этот тип протектора наиболее соответствует для эксплуатации в Урало-Сибирском регионе.


Пожалуйста подождите....